Современные дата-центры - важнейший актив компаний. Интернет, мобильные устройства и концепция интернета вещей (IoT) создают гигантские объемы информации, и емкость хранилища данных постоянно увеличивается.

В конце каждого финансового квартала компании должны учитывать каждый сервер, который обслуживается, был перемещен, заменен, нуждается в замене; а также физическое перемещение активов, которые вошли и вышли из серверной.

Проблематика учета в дата-центрах

Бытует мнение, что активы дата-центров статичные и их легко контролировать. На практике это не так. Это динамичные объекты, которые находятся в непрерывном цикле:

  • ремонт;
  • замена;
  • модернизация;
  • обслуживание;
  • перемещение;
  • списание и уничтожение.

Средний дата-центр содержит минимум 10 000 серверов. Сотни рядов стоек, каждая из которых вмещает до 20 серверов. Отслеживание такой активности - сложная задача.

Исследования показывают, что частая модернизация оборудования дата-центра гарантирует большую емкость, мощность, надежность, лучшую энергоэффективность без увеличения занимаемой площади.

Модернизация - огромный потенциал для компаний и их клиентов, но также это требует больше ресурсов для учета и управления оборудованием. Модернизация повлекла за собой частое перемещение серверов и логистика получила дополнительную нагрузку и проблемы:

  • кражи и потери;
  • снижение скорости аудита;
  • рост человеко-часов и финансовые затраты.

«66–75% утечек информации происходят из-за прямой кражи серверов и оборудования, несанкционированного доступа, потерь и неправильной утилизации оборудования», - оценивает компания Navigant Research.

Массовые процессы учета и перемещения влекут за собой увеличения сроков простоя и отказа оборудования, из-за которых компании могут терять от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч прибыли каждую за минуту простоя. Статистически, причины простоя таковы:

  • 29% - сбой системы;
  • 24% - человеческая ошибка;
  • 15% - отказ систем охлаждение и кондиционирования воздуха.

Стандартная инвентаризация штрих-кодами

Стандартно дата-центры маркируют оборудование штрих-кодами, вручную заполняют электронные таблицы и таким образом ведут учет оборудования. Это отнимает много времени, приводит к ошибкам и, в конечном итоге, стоит дорого для компании.

Как ускорить инвентаризацию с помощью RFID

Из-за высоких затрат на ручную инвентаризацию и неточный результат компании ищут решения и выбирают RFID технологию.

Как пример: один клиент проводил инвентаризацию 5000 активов с помощью системы штрих-кодов, которая занимала 3-4 недели. Переход на RFID-метки сократил это время до 4-6 часов, а также снизил количество ошибок на 30%.

Как это работает?

Каждая единица оборудования маркируется RFID-меткой, которая крепится к передней панели. Метка имеет уникальный номер, который дублируется в базу для учета данных:

  • бренд и модель устройства;
  • дата покупки и эксплуатации;
  • срок службы;
  • дата окончания срока службы;
  • физическая локация на уровне стойки;
  • маршрут перемещения;
  • любые воздействия, которым подвергалось оборудование.

Метки позволяет отслеживать активы, их местонахождение, перемещение через стратегически важные зоны. Местоположения каждого сервера видно в реальном времени, и операторы могут быстро отыскать нужно оборудование, тем самым снижаются затраты на рабочую силу и выходит более точный результат.

Помеченные сервера отслеживаются ежеминутно, как только попадают в зону считывателя. Благодаря этому они защищены от краж, несанкционированного перемещения и размещения, потерь с момента их прибытия в серверную до момента списания.

Активные и пассивные RFID метки: в чем разница?

Есть два типа RFID-меток: активные и пассивные. Активные RTLS метки имеют собственный источник питания (например, аккумулятор), а пассивные метки не нуждаются в питании. Активные метки непрерывно передаются данные и имеют двустороннюю связь между оборудованием и оператором, тогда как пассивные метки необходимо сканировать вручную.

Встроенные датчики активных меток помогают отслеживать показатели окружающей среды: температуру, влажность, перепад давления воздуха и энергопотребление каждого устройства. При ухудшении климата в серверной, метки передают информацию оператору для немедленного решения проблемы. Активные системы также подают сигнал тревоги, когда метку пытаются удалить с сервера.

Особенности работы меток на металле

Металл традиционно создает помехи для радиочастотного сигнала. В дата-центрах следует использовать RFID-метку, на производительность которой не влияет присутствие металла. Хотя многие сервера имеют пластиковую переднюю крышку, за ней почти всегда есть металл, из-за чего многие метки UHF RFID метки не работают. Производители уже предлагают UHF метки, которые стабильно работают и на металле, и на пластике.

Вывод

После внедрения системы RFID в дата-центр среднее время инвентаризации уменьшается на 80–90% за счет автоматизации процесса, производительность в целом увеличивается в 15 раз, сокращаются трудозатраты.

Опытные интеграторы RFID решений создают индивидуальные системы, которые решают конкретные проблемы дата-центров. Продвинутые центры данных уже внедряют систему управления активами RFID, чтобы сократить расходы, увеличить емкость и повысить свою производительность в эпоху данных.