25 февраля 2021 состоялось заседание производственного комитета Ассоциации EBA, на котором обсуждалась тема учета и прослеживаемости продукции и основных средств.
В рамках сотрудничества с The European Business Association (EBA) делимся опытом и успешными кейсами внедрения радиочастотной идентификации RFID для автоматизации и ускорения бизнес-процессов: инвентаризации и отслеживания ОС, предупреждения неисправности оборудования.
Приводим краткое содержание доклада Сергея Салаты – соучредителя компании Ardix (Смарт-карты Украины).
Зачем бизнесу RFID система
Когда-то один заказчик передал техническое задание от владельца:
"Я хочу видеть на огромном экране 3 цифры: сколько пришло, сколько ушло и сколько мы с этого заработали"
Поэтому для того, чтобы в бизнесе что-то контролировать, для начала необходимо это что-то считать. Потому что когда нет этих данных, нечем управлять.
С задачей учета и подсчета успешно справляется система, построенная на основе радиочастотной идентификации (RFID). Технология имеет очень широкий потенциал, позволяющий оптимизировать бизнес-процессы в любой сфере деятельности, дает ощутимый результат и лишает людей скучной работы.
RFID технологию используют, пожалуй, большинство людей, а видели точно все: в виде пропуска в офис, при расчете смартфоном, на бирках спортивной одежды, на лобовом стекле авто на европейских автобанах. Другими словами мы уже живем с этой технологией, ее использование увеличивается с каждым часом и она точно поможет автоматизировать процессы в компаниях.
Технологию можно поделить по дальности считывания несколько видов, каждый из которых решает свои задачи:
HF (NFC) - LF - HF - UHF - 2,4 ГГц
Какие бывают проблемы на предприятиях
Да, инвентаризация – это не основная проблема на предприятиях. Учет – хоть это и рутина, и нужно выделить время, сотрудников, часто из-за этого останавливается производственный процесс, но он – это цветочки по сравнению с другими проблемами, когда теряются большие деньги. К примеру:
- Брак на производстве за человеческой ошибки? Брак в партии на тысячи – миллионы гривен. От человеческого фактора никто не застрахован. Поэтому ошибки при отгрузке, приеме – это норма, которая стоит дорого компании.
- Махинации с самим продуктом, основным средством или материалами.
- Потеря или похищение оборотной тары.
- Подделка товара (например в пищевых продуктов из всех товаров 40% контрафактные). Неэффективное использование рабочего времени сотрудников, которые могут скрываться в курилках или где угодно..
И это все процессы учета и отслеживания жизненного цикла продукции – от материала до попадания в руки потребителя. Как вовремя отслеживать эти ситуации, а лучше – не допускать их появление вообще?
Как RFID решает эти проблемы
Для работы системы требуется метка, считыватель и софт, интегрируется с программным обеспечением компании, например 1С.Предприятие.
Есть 2 типа технологий: активная и пассивная
- Пассивная (LF, HF, UHF).
Представим состав товаров или зону завода с основными средствами. На каждый из этих объектов крепится метка, в зоне состава устанавливается считыватель или сотрудник склада имеет такой считыватель на руке. Один клик на курок считывателя – и в 1С базе есть перечень всех объектов со склада. Одно нажатие курка считывает до 100 меток в секунду на расстоянии до 10 метров. Бум! Инвентаризация проведена за часы, вместо недель. На примере инвентаризации основных средств – технология позволяет увеличить скорость инвентаризации в 20-50 раз, а точность до 100%.
- Активная технология (RTLS)
Специальные активные метки на объекте или человеке, специальные якоря и софт. Якоря расставляются по зонам, в которых нужно проводить трекинг. На карте в реальном времени можно видеть движение объекта. Если выбрать маячок с датчиками (температуры, акселерометру, влаги, индикации, давления и т.п.), то кроме местонахождение можно получать и данные с датчиков. Иметь полную аналитику по перемещению, актуальных зон, запретных зон так формировать отчеты или аварийные оповещения за происходящим. Точность позиционирования от 10 см до 5 метров.
Эти технологии открывают возможность пролить свет на те процессы, которые, возможно, были темным пятном в компании. Что и где находится, когда попало на территорию компании, в каком оно состоянии, кто за него отвечает? Иными словами чипы и технологии в целом позволит перейти к так называемой индустрии 4.0 и связать те элементы, которые ранее были как отдельные государства внутри компании.
Преимущества RFID технологии:
- Быстрая окупаемость на процессах: ремонта, замены оборудования, сохранность оборудования (вместо похищенного, которое стоит покупать заново)
- Сопутствующая оптимизация:
- сокращение численности персонала;
- сокращение времени на проведение рутинных процессов;
- минимизации ошибок;
- сохранение репутации компании.
Примеры кейсов и ROI
Теперь самое интересное – реальные примеры на основе уже реализованных кейсов.
Завод по производству кабельной продукции
Завод в Западной Украине, где работает 7000 человек в 6 смен останавливал свою работу на 2 недели, чтобы провести инвентаризацию.
Проблема:
- 7000 человек в 6 смен
- Остановка завода на 2 недели для инвентаризации
- Неточный результат
Решение:
- 100% результат инвентаризации
- Завод работает без остановок
Завод по изготовлению металлических конструкций
Проблема:
- Неэффективное распределение ресурсов. Мошеннические схемы водителей фур
- Несвоевременное отгрузки товара
- Материальный ущерб
Решение:
Сеть магазинов Inditex
Проблема:
- 40000 товаров в магазине
- 15 человек
- 7 дней для инвентаризации
- Неточный результат
Решение:
Инвентаризация в агрохолдинга
Проблема:
- Удаленные подразделения
- Инвентаризация «на бумаге»
Решение:
- Выявление схем
- Объективная картина наличия и состояния ОС
Инвентаризация в шахтах
Проблема:
- Сложная идентификация и инвентаризация
Решение:
- Выявление схем
- Объективная картина наличия и состояния ОС
Автоматизация на элеваторе
Проблема:
- Большое количество ошибок и мошенничество
Решение:
- Выявление схем
- Увеличение скорости процессов в десятки раз
Автоматизация на территории завода
Проблема:
- Большое количество ошибок и мошенничество
Решение:
- Выявление схем
- Автоматизация процессов
Автоматизация мясокомбината
Проблема:
- Отсутствие учета, схемы краж
Решение:
- Выявление схем
- Учет всех этапов производства
Автоматизация процесса производства колбасных изделий
Проблема:
- Большое количество ошибок и пересорта
Решение:
- Автоматизация производства
Компания по аренде и химчистки спецодежды
- Из-за отсутствия данных о количестве от заказчика нет возможности прогнозировать загрузку прачечной;
- Из-за отсутствия возможности перечислять полученные вещи у заказчика есть риск получить заявленное количество;
- Из-за отсутствия возможности перечислять полученные вещи в прачечной есть риск получить заявленное количество за кражи и невнимательность водителя;
- Из-за отсутствия идентифицировать вещь есть высокий риск пересорта в процессе стирки и сортировки;
- Большой срок сбора заказа и малая точность, что приводит к потере времени и жалоб о нехватке или пересортицы от клиента;
- Из-за отсутствия быстрого пересчета при отгрузке получения рекламаций от заказчика о недостаче;
- Большое количество персонала для обработки заказов.
Компания по ремонту кораблей
- Большие затраты ресурсов на проведение инвентаризации;
- Очень низкая точность данных по инвентаризации;
- Невозможность быстро найти нужный инструмент, технику;
- Невозможность отследить жизненный цикл инструментов, техники;
- Кражи и подмена инструментов, техники;
- Постоянные закупки новых инструментов из-за невозможности контролировать состояние и местонахождение имеющихся инструментов, техники.
Контроль сотрудников в терминале логистической компании
RTLS (Real-time Locating System – система позиционирования в режиме реального времени) – автоматизированная система, обеспечивающая идентификацию и отображение объектов на плане определенной локации. Для реализации системы необходимо организовать инфраструктуру для определения координат необходимого объекта. Обычно это система базовых станций (anchors).
RTLS система позволяет:
- Накапливать данные и строить аналитику объектов и их движение;
- Сообщать о местах и продолжительности пребывания объектов;
- Показывать ежесекундное перемещения объекта по территории;
- Находится в запрещенных зонах;
- Создавать любые alerts из определенных событий.
Контроль оборотной тары в терминале логистической компании
- Уменьшение количества персонала для проведения инвентаризации;
- Увеличить скорость проведения инвентаризации в разы;
- Уменьшение потерь на закупку новой тары;
- Уменьшение затрат ресурсов на поиск тары;
- Уменьшение риска манипуляций с заменой, закупкой, похищением тары;
- Репутацию современной компании, которая оптимизирует процессы.
Вот примерно с такими ситуациями сталкивается украинский бизнес, таким образом мы стараемся сделать этот бизнес более эффективным. Поэтому автоматизирует процесс, используйте технологии и современные инструменты.
Помните! Первое – сейчас весь мир гонится за секундами, потому что кто быстрее, тот получает все. Второе – угрозы всегда идут на шаг впереди средств их предотвращения, поэтому пренебрегать средствами защиты очень опасно.
Более подробную презентацию и ответы на вопросы представителей бизнеса смотрите в видео