Европейская Бизнес Ассоциация

25 февраля 2021 состоялось заседание производственного комитета Ассоциации EBA, на котором обсуждалась тема учета и прослеживаемости продукции и основных средств.

В рамках сотрудничества с The European Business Association (EBA) делимся опытом и успешными кейсами внедрения радиочастотной идентификации RFID для автоматизации и ускорения бизнес-процессов: инвентаризации и отслеживания ОС, предупреждения неисправности оборудования.

Приводим краткое содержание доклада Сергея Салаты – соучредителя компании Ardix (Смарт-карты Украины).

Зачем бизнесу RFID система

Когда-то один заказчик передал техническое задание от владельца:

"Я хочу видеть на огромном экране 3 цифры: сколько пришло, сколько ушло и сколько мы с этого заработали"

Поэтому для того, чтобы в бизнесе что-то контролировать, для начала необходимо это что-то считать. Потому что когда нет этих данных, нечем управлять.

С задачей учета и подсчета успешно справляется система, построенная на основе радиочастотной идентификации (RFID). Технология имеет очень широкий потенциал, позволяющий оптимизировать бизнес-процессы в любой сфере деятельности, дает ощутимый результат и лишает людей скучной работы.

RFID технологию используют, пожалуй, большинство людей, а видели точно все: в виде пропуска в офис, при расчете смартфоном, на бирках спортивной одежды, на лобовом стекле авто на европейских автобанах. Другими словами мы уже живем с этой технологией, ее использование увеличивается с каждым часом и она точно поможет автоматизировать процессы в компаниях.

Технологию можно поделить по дальности считывания несколько видов, каждый из которых решает свои задачи:

HF (NFC) - LF - HF - UHF - 2,4 ГГц

дистанция работы частот

Какие бывают проблемы на предприятиях

Да, инвентаризация – это не основная проблема на предприятиях. Учет – хоть это и рутина, и нужно выделить время, сотрудников, часто из-за этого останавливается производственный процесс, но он – это цветочки по сравнению с другими проблемами, когда теряются большие деньги. К примеру:

  • Брак на производстве за человеческой ошибки? Брак в партии на тысячи – миллионы гривен. От человеческого фактора никто не застрахован. Поэтому ошибки при отгрузке, приеме – это норма, которая стоит дорого компании.
  • Махинации с самим продуктом, основным средством или материалами.
  • Потеря или похищение оборотной тары.
  • Подделка товара (например в пищевых продуктов из всех товаров 40% контрафактные). Неэффективное использование рабочего времени сотрудников, которые могут скрываться в курилках или где угодно..

И это все процессы учета и отслеживания жизненного цикла продукции – от материала до попадания в руки потребителя. Как вовремя отслеживать эти ситуации, а лучше – не допускать их появление вообще?

Как RFID решает эти проблемы

Для работы системы требуется метка, считыватель и софт, интегрируется с программным обеспечением компании, например 1С.Предприятие.

Есть 2 типа технологий: активная и пассивная

  1. Пассивная (LF, HF, UHF).
    Представим состав товаров или зону завода с основными средствами. На каждый из этих объектов крепится метка, в зоне состава устанавливается считыватель или сотрудник склада имеет такой считыватель на руке. Один клик на курок считывателя – и в 1С базе есть перечень всех объектов со склада. Одно нажатие курка считывает до 100 меток в секунду на расстоянии до 10 метров. Бум! Инвентаризация проведена за часы, вместо недель. На примере инвентаризации основных средств – технология позволяет увеличить скорость инвентаризации в 20-50 раз, а точность до 100%.
  2. Активная технология (RTLS)
    Специальные активные метки на объекте или человеке, специальные якоря и софт. Якоря расставляются по зонам, в которых нужно проводить трекинг. На карте в реальном времени можно видеть движение объекта. Если выбрать маячок с датчиками (температуры, акселерометру, влаги, индикации, давления и т.п.), то кроме местонахождение можно получать и данные с датчиков. Иметь полную аналитику по перемещению, актуальных зон, запретных зон так формировать отчеты или аварийные оповещения за происходящим. Точность позиционирования от 10 см до 5 метров.

Эти технологии открывают возможность пролить свет на те процессы, которые, возможно, были темным пятном в компании. Что и где находится, когда попало на территорию компании, в каком оно состоянии, кто за него отвечает? Иными словами чипы и технологии в целом позволит перейти к так называемой индустрии 4.0 и связать те элементы, которые ранее были как отдельные государства внутри компании.

Преимущества RFID технологии:

  • Быстрая окупаемость на процессах: ремонта, замены оборудования, сохранность оборудования (вместо похищенного, которое стоит покупать заново)
  • Сопутствующая оптимизация:
    - сокращение численности персонала;
    - сокращение времени на проведение рутинных процессов;
    - минимизации ошибок;
    - сохранение репутации компании.

Примеры кейсов и ROI

Теперь самое интересное – реальные примеры на основе уже реализованных кейсов.

завод кабельной продукции

Завод по производству кабельной продукции

Завод в Западной Украине, где работает 7000 человек в 6 смен останавливал свою работу на 2 недели, чтобы провести инвентаризацию. 

Проблема:

  • 7000 человек в 6 смен
  • Остановка завода на 2 недели для инвентаризации
  • Неточный результат

Решение:

  • 100% результат инвентаризации
  • Завод работает без остановок
завод металлических конструкций

Завод по изготовлению металлических конструкций

Проблема:

  • Неэффективное распределение ресурсов. Мошеннические схемы водителей фур
  • Несвоевременное отгрузки товара
  • Материальный ущерб

Решение:

сеть магазинов Inditex

Сеть магазинов Inditex

Проблема:

  • 40000 товаров в магазине
  • 15 человек
  • 7 дней для инвентаризации
  • Неточный результат

Решение:

инвентаризация в агрохолдинга

Инвентаризация в агрохолдинга

Проблема:

  • Удаленные подразделения
  • Инвентаризация «на бумаге»

Решение:

  • Выявление схем
  • Объективная картина наличия и состояния ОС
инвентаризация в шахтах

Инвентаризация в шахтах

Проблема:

  • Сложная идентификация и инвентаризация

Решение:

  • Выявление схем
  • Объективная картина наличия и состояния ОС
автоматизация на элеваторе

Автоматизация на элеваторе

Проблема:

  • Большое количество ошибок и мошенничество

Решение:

  • Выявление схем
  • Увеличение скорости процессов в десятки раз
автоматизация на территории завода

Автоматизация на территории завода

Проблема:

  • Большое количество ошибок и мошенничество

Решение:

  • Выявление схем
  • Автоматизация процессов
автоматизация мясокомбината

Автоматизация мясокомбината

Проблема:

  • Отсутствие учета, схемы краж

Решение:

  • Выявление схем
  • Учет всех этапов производства
автоматизация процесса производства колбасных изделий

Автоматизация процесса производства колбасных изделий

Проблема:

  • Большое количество ошибок и пересорта

Решение:

  • Автоматизация производства
компания по аренде и химчистки спецодежды

Компания по аренде и химчистки спецодежды

  • Из-за отсутствия данных о количестве от заказчика нет возможности прогнозировать загрузку прачечной;
  • Из-за отсутствия возможности перечислять полученные вещи у заказчика есть риск получить заявленное количество;
  • Из-за отсутствия возможности перечислять полученные вещи в прачечной есть риск получить заявленное количество за кражи и невнимательность водителя;
  • Из-за отсутствия идентифицировать вещь есть высокий риск пересорта в процессе стирки и сортировки;
  • Большой срок сбора заказа и малая точность, что приводит к потере времени и жалоб о нехватке или пересортицы от клиента;
  • Из-за отсутствия быстрого пересчета при отгрузке получения рекламаций от заказчика о недостаче;
  • Большое количество персонала для обработки заказов.
компания по ремонту кораблей

Компания по ремонту кораблей

  • Большие затраты ресурсов на проведение инвентаризации;
  • Очень низкая точность данных по инвентаризации;
  • Невозможность быстро найти нужный инструмент, технику;
  • Невозможность отследить жизненный цикл инструментов, техники;
  • Кражи и подмена инструментов, техники;
  • Постоянные закупки новых инструментов из-за невозможности контролировать состояние и местонахождение имеющихся инструментов, техники.
контроль сотрудников в терминале логистической компании

Контроль сотрудников в терминале логистической компании

RTLS (Real-time Locating System – система позиционирования в режиме реального времени) – автоматизированная система, обеспечивающая идентификацию и отображение объектов на плане определенной локации. Для реализации системы необходимо организовать инфраструктуру для определения координат необходимого объекта. Обычно это система базовых станций (anchors).

RTLS система позволяет:

  • Накапливать данные и строить аналитику объектов и их движение;
  • Сообщать о местах и ​​продолжительности пребывания объектов;
  • Показывать ежесекундное перемещения объекта по территории;
  • Находится в запрещенных зонах;
  • Создавать любые alerts из определенных событий.
контроль оборотной тары в терминале логистической компании

Контроль оборотной тары в терминале логистической компании

  • Уменьшение количества персонала для проведения инвентаризации;
  • Увеличить скорость проведения инвентаризации в разы;
  • Уменьшение потерь на закупку новой тары;
  • Уменьшение затрат ресурсов на поиск тары;
  • Уменьшение риска манипуляций с заменой, закупкой, похищением тары;
  • Репутацию современной компании, которая оптимизирует процессы.

Вот примерно с такими ситуациями сталкивается украинский бизнес, таким образом мы стараемся сделать этот бизнес более эффективным. Поэтому автоматизирует процесс, используйте технологии и современные инструменты.

Помните! Первое – сейчас весь мир гонится за секундами, потому что кто быстрее, тот получает все. Второе – угрозы всегда идут на шаг впереди средств их предотвращения, поэтому пренебрегать средствами защиты очень опасно.

Более подробную презентацию и ответы на вопросы представителей бизнеса смотрите в видео